Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Шашки,шахматы

Тема: Комбинации на «спёртый мат».

Возраст детей 6-17 лет

Ход занятия:

1.Организационная часть.

2. Содержание занятия:

  • старинный мат.
  • разбор комбинаций на «спёртый мат».
  • рассмотрение тематических примеров.

3. Игровая часть.

4. Рефлексия.                                    

                                             Содержание занятия

                                                 Старинный мат

           Хотя произведения, созданные известными гроссмейстерами, интересны и поучительны с разных точек зрения, это вовсе не означает, что они обязательно содержат многоходовые комбинации с каскадом жертв и матом неприятельскому королю в центре доски. Иногда события развиваются не так бурно. Тем не менее, надо признать, что именно яркими эффектными комбинациями, разыгрываемым на 64-клеточной доске, шахматы, прежде всего, обязаны своей необыкновенной популярностью. Художественная и эстетическая ценность комбинации, их эмоциональное воздействие на шахматистов в первую очередь, возвышает игру до подлинного искусства. Число остроумных, эффектных и глубоких комбинаций на шахматной доске чрезвычайно велико, и сразу о всех рассказать невозможною.

         Рассмотрим одну из самых старинных комбинаций, известную под названием «спёртый мат». Это мат, который объявляет конь, а все поля отступления неприятельского короля заняты его собственными фигурами и пешками был описан еще в XV веке, в трактате испанца Х.Лусены – первом печатном руководстве по шахматам. Вот эта знаменитая позиция.

ABCDEFGHY
8rtr-+-+k+(
7+-+-+-zpp'
6-+Q+-+-+&
5+-+KsN-+-%
4-+-+-+-+$
3wq-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!     Ход белых
xabcdefghy
Белые жертвуют ферзя и объявляют «спертый мат» в пять ходов: 1. Фе6 + Крh8 2. Кf7 + Кg8; 3. Кh6 + Kрh8; 4.Фg8 + !!! Л : g8; 5. Кf7x.

Король погибает в окружении собственного войска, а решающий удар наносит хитрый и коварный конь, для которого не существует непреступных крепостей. Заметим, что в позиции Лусены имеется дуаль: 3 Кd8 + Крh8; 4.Фe8 +.

                               Разбор комбинаций на «спёртый мат»

           Следующая позиция принадлежит Ф. Стамме и относится к середине XVIII века.

   ABCDEFGHY
8k+r+-+-+(
7zp-+-+-+r'
6-vl-+-+-+&
5+N+-+n+-%
4-+-+-wQp+$
3+-+L+pvLq#
2-+-+-zP-+"
1tR-+-+-mK-!   Ход белых
xabcdefghy
1.Се4+ Лb7; 2. Фb8 + ! Л : b8; 3. Л: a7 + ! С : a7 4. Кc7x, и черный король в капкане. На этот раз в жертву принесен не только ферзь, но и ладья.

Встречается ли эта старинная комбинация в турнирных партиях? Как ни странно, довольно часто. Рекорд принадлежит гроссмейстеру П.Кересу, который однажды объявил «спертый мат» уже на 6 ходу! Забавно, что такой курьезный случай произошел не в сеансе одновременной игры, а во встрече с мастером.

Керес – Арламовский

Защита Каро-Канн

  1. e4 c6 2. Кc3 d5 3. Кf3 de 4. К : e4 Кd7.

Трудно поверить, что эта партия продлится еще только 2 не полных хода

5.Ф e2 Кgf6?! (восклицательный знак за создание уникального «кооперати-ва»); 6. Кd6x

Разбор тематических примеров.

Тема: Шахматная живопись.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Содержание занятия:

  • восстановление и закрепление пройденного материала.
  • шахматная живопись.
  • разбор тематических примеров.

3.Игровая часть.                                                                                                                                                                                                                                    4 .Рефлексия.

Содержание занятия:

Шахматная живопись.

         Как известно шахматы представляют собой одновременно и науку, и искусство, и спорт, и наличие в них всех трех компонентов рассматривается как аксиома. Речь пойдет об одном увлекательном шахматном жанре, который принято называть символическими, изобразительными или скахографическим шахматами. Первой оригинальной скахографической задачей, опубликованной в России в 1824 году, была «картина» первого русского шахматного мастера А.Д.Петрова «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» - отклик на победу России в Отечественной войне 1812 года.

XABCDEFGHY
8-+-sn-+-+(     А.Д. Петров, 1824
7+-zp-+-zp-'
6-+-+pzpL+&      
5sn-zP-+-+-%
4p+pzP-+-+$
3+-+-+-+-#
2-zpP+N+-mK"     Мат в 14 ходов.
1mk-+-+N+Q!
xabcdefghy
Поле а1 – Москва, поле h8 – Париж, диагональ a8 – h1 – река Березина, на которой была окончательно разбита французская армия.

Русская конница преследует Наполеона:

  1. Кd2+ Крa2
  2. Кc3+ Крa3
  3. Кdb1+ Крb4
  4. Кa2 + Крb5
  5. Кa3 + Крa6
  6. Кb4 + (белые не спешат нанести решающий удар, мат ферзем на a8 отражает возможность пленения Наполеона при переходе через Березину)… Крa7
  7. Кb5 + Крb8 (итак французские войска отброшены за Березину)
  8. Кa6 + Крc8 9. Кa7 + Крd7 10. Кb8 + Крe7 11. Кc8 + Крf8

     12. Кd7 + Крg8 13. Кe7 + Крh8,                                                                     и русская армия победоносно заканчивает войну – 14. Крg1x

       В произведениях скахографического жанра начальная или заключительная расстановка фигур, или сам ход решения, изображает собой какой-нибудь рисунок, символ, число или букву. Оказывается, скупым языком шахматных фигур можно выражать и пословицы, и научные достижения, и явления повседневной жизни и многое другое. Символические композиции посвящаются выдающимся личностям, юбилейным датам или важным историческим и политическим событиям.

      И спустя сто лет шахмат. Изобразительные задачи – желанный спутник всех шахматных отделов. Разумеется, ХХ век вдохновляет шахматных художников на новые темы, самая популярная из них космическая.

XABCDEFGHY
8l+-+-+-+(   В. Корольков, 1961
7+-+-+-+-'
6-+-zPP+-+&
5+-zP-+K+-%
4N+qmk-vl-+$
3wQ-+pzp-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!     Мат в 5 ходов.
xabcdefghy
       На этой картине изображен первый космический полет, совершенный Юрием Гагариным. Шахматные фигуры, сосредоточенные в центре доски, символизируют нашу Землю, половина которой (белые фигуры) освещена солнцем. Космический корабль «Восток» (белый ферзь) совершает свой исторический виток вокруг Земли 1. Фа1 +! Крd5; 2. Фh1 + ! Крd4 3. Фh8 + ! Крd5 4. Фa8 + ! Крd4 5. Фе4x, если 1…Фc3 2. Ф: c3 + Крd5      3. Фb4 Крc6 4. КcЗ и 5. Фb6x.

Разбор тематических примеров.

Тема: Борьба за звание чемпиона мира

Возраст детей 6-17 лет

Ход занятия

1.Организационная часть.

2.Содержание занятия:                                                                                    

- повторение пройденного материала

- борьба за звание чемпиона мира

- разбор партий чемпионов мира

3.Игровая часть.

4.Рефлексия.

Содержание занятия

Борьба за звание чемпиона мира.

       Истории известно немало «некоронованных королей» - сильнейших шахматистов своей эпохи, неофициальных чемпионов мира –Греко, Филидор, Лабурдоннэ, Стаунтон, Андерсен, Морфи. В 80-е годы ХIХ века шахматный мир решил ,что пора иметь «настоящего» короля, и в 1886 году, после победы над Цукертортом, первым официальным чемпионом мира был объявлен Вильгельм Стейниц.

       Первые семнадцать матчей проводились без всякой системы - чемпион мира играл когда хотел ,с кем хотел (и не всегда с сильнейшим конкурентом) и на тех условиях, которые ему больше нравились. Самый первый поединок продолжался до десяти побед, а при счёте 9:9 фиксировалась ничья, однако уже в процессе соревнования участники договорились продлить марафон ещё до восьми побед. Другие матчи проводились либо до определённого числа побед, либо на                        

«большинство». Так, сражение Капабланки с Алёхиным, по условию, велось до шести побед (при счёте 5:5 чемпион мира сохранял своё звание),а во всех четырёх матчах, которые Алёхин играл в ранге чемпиона, планировалось тридцать партий, и победу приносили 15,5 очков.

      Наиболее загадочным является поединок Ласкера со Шлехтером. Существует даже гипотеза (хотя и не подтверждённая), что это вообще не был матч на первенство мира. В некоторых источниках указано, что Шлехтеру нужно было набрать 5,5очков из десяти.                                     

Однако мы всё же придерживаемся общепринятой точки зрения, что,                                         во-первых, шахматная корона в матче разыгрывалась, и, во-вторых, претенденту необходимо было взять верх с разрывом в два очка.

   После смерти А. Алёхина в 1946 году шахматный мир впервые остался без чемпиона. И поэтому под номером 18 в таблице фигурирует матч-турнир, в котором сильнейшие гроссмейстеры того времени определили своего нового лидера. Все дальнейшие матчи проходили под эгидой Международной шахматной федерации (ФИДЕ), и чемпион мира был лишён возможности самому выбирать себе партнёров. Строгая система отборочных соревнований каждые три года определяла нового претендента. С тех пор почти тридцать лет матчи проводились на большинство из 24 партий. При этом в первых четырёх циклах чемпион мира имел право на матч-реванш, и поэтому было сыграно два «дополнительных» матча. В таблице пропущен 1975 год, т ак как именно в этом году Р.Фишер отказался защищать своё звание. Матч Карпов-Корчной 1974 г., хотя в конечном счёте и дал нового чемпиона мира, не включён в таблицу – его победитель не мог предположить тогда, что шахматная корона достанется ему без борьбы.

   Поединки на первенство мира, безусловно, являются самыми крупными событиями в шахматном мире. Их участники используют в процессе подготовки и во время состязания все современные достижения шахматной теории, психологии и т. д. С другой стороны, сами матчи на первенство мира оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие шахматного искусства и шахматную философию. По существу, вся история шахмат состоит из отдельных этапов борьбы за право называться сильнейшим шахматистом мира. Большинству матчей посвящена обширная литература.

   Разбор партий, сыгранных чемпионами мира.

 

Тема: История происхождения шахмат.

Возраст детей 6-17 лет.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Содержание занятия:

  • восстановление и закрепление пройденного материала
  • история происхождения шахмат
  • разбор тематических примеров

3. Игровая часть.                                                                                                                                                                                                                                   4 .Рефлексия.

Содержание занятия

 История происхождения шахмат.

1.Предполагаемая родина шахмат – Индия.

2. Современное название шахмат отражает их сущность: в переводе с индийского «Шах Мат» означает «король» (он же шах) умер («мат»)»,   а задача игры – «убить» (пленить) вражеского короля. Для наглядности стоит это написать на доске.

3.В далёкие времена шахматы были другими, и назывались они шатрандж. И некоторые правила передвижения фигур тоже были другими.

4. Расскажите легенду о великом Шахе, который всё воевал, воевал . . , а народ при этом бедствовал, как к Шаху пришёл мудрец и предложил научить его самой мудрой игре полководцев, а в награду попросил зерна ( на первую клеточку доски – одно зёрнышко, на вторую –два, на третью- четыре, на четвёртую – восемь и т.д.), как Шах по достоинству оценил игру и велел выдать мудрецу зерна, и как в его закромах не хватило пшеницы.

5. Разбор тематических примеров, подчёркивающих красоту шахмат.

1.c6-c7! Лd5-d6+ 2.Крb6-b5 Лd6-d5+ 3.Крb5-b4 Лd5-d4+ 4.Крb4-b3 Лd4-d3+ 5.Крb3-c2 Лd3-d4 6.c7-c8Л(6...Лd4-c4+ 7.Фc8:c4 пат) Лd4-a4 7.Крc2-b3 Крa1–b1 8.Крb3:a4 1–0

                                                                                                               XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-mKP+-+-+&
5+-+r+-+-% Фернандо Сааведро, 1895 год.
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1mk-+-+-+-!   Ход белых.
xabcdefghy

Следующая позиция возникла в партии А. Карпов – Б. Спасский («Турнир звёзд», Монреаль, 1979 год)

XABCDEFGHY
8-+-tr-+-+(
7+-wqrvllmk-'
6-+-+-zp-zp&
5zpp+P+Pzp-%
4-+-+-+P+$
3zP-vLR+-+P#
2-zP-+R+L+"
1+-+Q+-+K! Ход белых.
xabcdefghy
1.Лe2:e7! Лd7:e7 2.d5-d6! с выигрышем. Особый колорит комбинации придаёт вариант: 2...Фc7-d7 3.d6:e7 Фd7:d3 4.е7:d8 Ф) 1–0

Всего два примера. Один из реальной шахматной жизни, другой из жизни искусственной, Но, пожалуй, их вполне достаточно, чтобы ответить на вопрос, за что мы любим шахматы.

Тема: Центр и активность.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

2.Содержание занятия :

  • восстановление и закрепление пройденного материала
  • центр и активность
  • разбор тематических примеров

3. Игровая часть.                                                                                                                                                                                                                                    4 .Рефлексия.

Содержание занятия                                                                                              

Центр и активность.

Мы уже знаем ,где на шахматной доске находится малый центр (d4-d5-е4-е5) и где большой (с3-с6-f6-f3,поэтому на этом занятии мы должны

показать детям, в чём заключается его важность и ценность.

На демонстрационной доске размещаем коней а1, b1, c1, d4 и слонов а2, b6, c6, а позже коня d4 заменим на слона. Считаем контролируемые поля: конём а1 - 2 поля, конём b1 - 3 поля, конём с1 - 4 поля, конём d4 - 8 полей! Делаем вывод, что чем централизованней расположен конь, тем больше он контролирует полей. Это хорошо!

   Проводим аналогичный анализ позиций слонов: слон а2 контролирует 7 полей, слон b6 - 9 полей, слон с6 - 11 полей, слон d4 - 13 полей! Слон, оказывается, тоже по мере своей централизации увеличивает радиус обстрела. Это хорошо!

   Убираем лёгкие фигуры с доски и расставляем тяжёлые: Фа1, Фе4,Ла8,Лс7,Лd6. Анализируем положения ферзей: Фа1 контролирует 21 поле, Фе4-27 полей. Ладьи- где бы ни стояли, всегда контролируют 14 полей. Это хорошо!

   Вывод: централизация очень полезна для лёгких фигур – чем они центральнее, тем больше полей контролируют. Менее она нужна для ферзя – соотношение 27 против 21, а у коня аж в четыре раза: 8 против 2-х. И совсем не нужна для ладей!

   Расставим на доске следующую позицию:

XABCDEFGHY
8r+-vl-trk+(
7wq-zp-+pzp-'
6-zp-zp-+-zp&
5+P+N+P+-%
4-zpP+L+-+$
3+-+P+-+-#
2-+N+-zP-zP"
1vLKtRR+-wQ-!
xabcdefghy
Белые: Крb1, Фg1, Лс1, Лd1, Са1, Се4, Кс2, Кd5,

пешки b5, c4,, f5, d3, f2, h2.

Чёрные: Крg8, Фа7, Ла8, Лf8, Сd8,

пешки b4, b6, c7, d6, f7, g7, h6.

     Проанализируем активность фигур. Белый ферзь, находясь на краю доски, атакует всего одну пешку – g7, что в сочетании с прострельным действием слона а1 создаёт угрозу мата. Вывод: ферзь и слон активны.

Лс1 и Лd1 – пассивны, они не принимают участия в борьбе. А слон е4 ?

Правильно – пассивен, несмотря на то, что находится в центре. Почему?

Потому, что радиус его действия ограничен пешками. Конь d5? Внешне активен, но он не создаёт угроз, всё, на что он способен – это дать шах чёрному королю на поле f6. Конь с2 ?! А вот эта фигура на самом деле активна: он защищает опасное поле возле своего короля – поле а1.

   Теперь про чёрные фигуры. Фа7 – безусловно активен, как и ладья а8.

Нападение на слона а1 и угроза мата на а2 – серьёзные доводы в пользу подтверждения их активности, несмотря на то, что стоят они на краю доски. Лf8 – конечно пассивна, а вот слон на d8 примерно настолько же активен ,как и конь d5: он контролирует важные поля с точки зрения защиты – с7,е7,f6.

   Теперь переставим чёрную пешку f7 на f6. Что мы получили?                                1. Резко снизилась активность белого ферзя ( мат уже не грозит ).

2.Возросла активность белого коня d5 ( он уже нападает на пешку, расположенную возле чёрного короля).

3. Но при этом и возросла активность чёрной ладьи! ( защита этой важной пешки, которая перегораживает действие слона с1)

   Для чего же всё это? Мы продемонстрировали разницу между централизацией и активностью. Централизованная фигура не всегда активна, находящаяся на краю – не всегда пассивна. Но!                                    У централизованной фигуры значительно больше шансов стать активной, чем у фигуры находящейся в игровом ауте. Кроме того,

централизованная фигура может стать активной, даже возвращаясь назад! В нашей позиции конь с d5 может уничтожить опасную пешку b4, и это будет практически единственная защита от мата.

 

Тема  занятия: Сложные правила игры: взятие на проходе, рокировка, пат.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

2. Содержание занятия:

2.1. Сложные правила игры:                                                                                  2.1.1. Взятие на проходе;                                                                                       2.1.2.Рокировка;                                                                                        

2.1.3. Пат.                                                                                                                 2.2.Рассмотрение тематических примеров

3. Игровая часть

4. Рефлексия.

Содержание занятия

                   Сложные правила игры: взятие на проходе, рокировка, пат.

2.1.1. Взятие на проходе.                                                                                    Расставляем на демонстрационной доске пешки:

   Белые: а2, d3, e5, h5.

   Чёрные:b4, e4, f7, g6.

   Сначала рассказываем про пешки а2 и b4: в том случае, если пешка белых решит сделать двойной ход ( а2-а4 ), она проскакивает поле а3, и в качестве компенсации за это чёрная пешка b4 имеет право сбить белую на поле а3(!). Предполагается, что белая пешка во время своего хода побывала на этом самом «битом» поле. То есть белая пешка а4 снимается, а чёрная пешка b4 ставится на а3.

     Теперь про пешки d3 и е4: когда белая пешка d3 продвигается на d4, она не делает двойной ход (ведь на поле d3 она попала ранее), а значит, она просто уходит из-под удара, соответственно и пешка е4 не может сбить белую «на проходе», - «прохода» - то не было!

    Наступило время задать детям вопрос: какую из чёрных пешек смогут сбить белые «на проходе», если они (чёрные пешки) ринутся на 5-ю горизонталь?»

2.1.2. Рокировка.                                                                                               

         Расставляем на демонстрационной доске фигуры (можно без пешек) в начальную позицию. Мы уже изучали, как передвигается король по шахматной доске. Но есть у каждого шахматного короля в каждой                партии по одному исключительному ходу – рокировке. Для того чтобы король имел право на рокировку (а это всё-таки исключительный ход), должны быть выполнены три заветных условия – «желания»:

  1. Между королём и ладьёй не должно быть фигур (снимаем слона f1 и коня g1),если это короткая рокировка, или вот этих фигур                     (снимаем коня b1, слона с1 и ферзя), если это длинная рокировка. Обращаем внимание детей, что у короткой рокировки две клетки между королём и ладьёй, а у длинной – три.
  2. Второе условие – ни король, ни ладья не должны были сделать ни одного хода с самого начала партии.
  3. И третье – самое главное условие. Король ни до, ни во время хода »рокировки» не должен оказаться под ударом! А это значит: если королю дали шах – рокировку делать нельзя; если король проходит через «битое» поле – рокировку делать нельзя; если король попадает на «битое» поле в результате рокировки, то его просто- напросто побьют!

         Для того чтобы правильно сделать ход «рокировка», надо сначала придвинуть к королю (на охрану) ладью, а потом переставить короля через неё.

       Рокировка – это особый ход в партии, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры - король и одна из ладей. Цель рокировки – перемещение короля из центра на фланг, в безопасное место. Рокировка может быть короткой и длинной. Если король перемещается на королевский (правый для игрока) фланг, то рокировка называется короткой, а если на ферзевый (левый) фланг, то длинной. Рокировка правильно производится следующим образом – король переставляется на два поля вправо или влево, а затем ладью (если рокировка вправо, правую, если влево, то левую) переносят через короля и ставят на соседнее поле. Важно запомнить, чтобы избежать недоразумений в процессе игры, как этот ход делается на доске. Делают рокировку всегда одной рукой: сначала перемещают короля, а уже затем ладью. На диаграммах показано, что белые сделали короткую, а черные длинную рокировку. Зеленые стрелочки показывают движение короля на 2 клетки, а красные передвижение ладьи через короля. Когда можно делать рокировку: 1) Если король и та ладья, с которой король хочет сделать рокировку, езе не сделали ни одного хода; 2) Если между королем и этой ладьей нет фигур; ни своих, ни чужих; 3) Если король не находится под шахом; 4) Если после рокировки король не попадет под шах, а ладья под удар, то есть не встают на поле, находящееся под ударом фигуры или пешки соперника. Но быть под ударом в момент рокировки ладья имеет право и пересечь битое поле тоже может. При записи короткая рокировка обозначается 0-0, а длинная 0-0-0

2.1.3. Пат.                                                                                                         

     Есть у защищающейся стороны ещё один шанс на спасенье: это когда у неё не остаётся ни одного хода, кроме как королём под удар. Шахматисты специально придумали такое правило, чтобы подчеркнуть величие игры. Король – главная и гордая фигура, и никакая сила не может заставить его самостоятельно пойти под удар! Потому, если ходы фигурами и пешками исчерпаны, а король окружён и любой его ход попадает под удар фигур или пешек противника, присуждается ничья! И называется такая позиция «патовой». Приведём три – четыре примерные позиции пата.

2.2. Рассмотрение тематических примеров.

HGFEDCBAY
1-+-+-+-+!
2+R+-+-+-"
3-+-+-+-+#
4+-+-+-+-$
5N+k+K+-+%
6+-+-+-+-&
7-+-+-+-+'
8+-+-+-+-(
xhgfedcba

Тема: Стратегические планы сторон в дебюте.

Ход занятия

1.Организационная часть.

2.Содержание занятия:

  • восстановление и закрепление пройденного материала.
  • «сжатая пружина».
  • разбор тематических примеров.

3.Игровая часть.                                                                                                                                                                                                                                     4 .Рефлексия.

                                       Содержание занятия

   Вроде бы аксиома: садясь за доску, необходимо отчётливо представлять себе, какой стратегической линии придерживаться. Но разобраться в этом вопросе не так просто. Попробуем воспользоваться классификацией методов разыгрывания партии, предложенной гроссмейстером А. Котовым в одной из его последних статей «Шахматы сегодня» (журнал №5, 1980):

Белые.

1. Спокойное удержание преимущества выступки.

2. Внезапное нападение.

3. «Сжатая пружина».

Чёрные.

1. Игра на уравнение.

2. Проведение самостоятельного плана (контригра).

3. «Сжатая пружина».

На практике эти методы тесно переплетаются, но такая классификация позволяет шахматисту найти и утвердить собственное творческое кредо. Он может выбирать защиту (или атаку) в соответствии со своим вкусом, характером, степенью подготовленности, самочувствием и настроением, наконец, исходя из турнирной ситуации.

Лидеры шахматного мира, как говорится, умеют всё. Но у каждого складываются свои индивидуальные пропорции между методами. Если иметь в виду чёрный цвет, то, к примеру, Р. Фишер – мастер немедленной острой контригры; Г. Каспаров с немалым эффектом добавляет к этому метод «сжатая пружина». В тоже время А. Карпов с успехом применяет классический метод игры на уравнение: « Я никогда или почти никогда не играю на ничью, но что делать, если позиция не позволяет рассчитывать на большее? Разве это миролюбие? Пусть называют это как угодно, я вижу в этом реалистический подход к игре».

Иногда растущему шахматисту приносит пользу копирование репертуара кого-нибудь из «великих» (так называемый метод лидера).

Это лишь первый этап, дальше начинается собственно творчество, поиск своего «я».

С позиции чёрных суть двух защитных методов – игры на уравнение и контригры – понятна и не требует особых пояснений: в первом случае основное внимание уделяется нейтрализации инициативы соперника, во втором - перехвату инициативы.

Иное дело – третий, как бы промежуточный метод, таинственная «сжатая пружина». При нём фигуры и пешки до поры до времени не соприкасаются с боевыми силами противника, располагаясь на трёх последних (или первых, если это белые) горизонталях. Уместно вспомнить характеристику метода, данную А. Котовым: «Подобный способ игры нередко приносит успех белым, но и чёрные тоже охотно применяют этот несколько загадочный путь накопления потенциальной энергии фигур. Однако никогда не следует забывать об опасностях, с которыми связан такой способ развития. Ведь, уходя в «пассив» в надежде нанести контрудар, играющий чёрными может легко оказаться в стеснённой позиции, из которой не будет выхода».

Истоки метода связаны с именем лидера школы гипер модернизма Р. Рети, поразившего шахматный мир своими победами над А. Алёхиным, Е. Боголюбовым и Х. Р. Капабланкой в нью-йорском турнире 1924 года. Новая система, названная впоследствии дебютом Рети, характеризовалась ходами Кg1-f3, c2-c4, g2-g3, Cf1-g2, b2-b3, Cc1-b2 ,d2-d3, Kb1-d2, 0-0, ,Ла1-с1-с2, Фd1-a1! и Лf1- c1.

Там же, в Нью-Йорке, была сыграна следующая партия: Р. Рети-Ф. Ятс

 

XABCDEFGHY
8r+-+r+k+(
7zpp+q+pzp-'
6-+lvl-snnzp&
5+-+pzp-+-%
4-+-+-+-+$
3+P+PsNNzP-#
2PvLR+PzPLzP"   Ход белых
1wQ-tR-+-mK-!
xabcdefghy
Белые: Крg1, Фа1, Лс1, Лс2, Сb2, Cg2, Ke3, Kf3,

           пешки: a2, b3, d3, e2, f2, g3, h2 (15)

Чёрные: Крg8, Фd7, Ла8, Ле8, Сс6, Сd6, Kf6, Kg6,

пешки: a7, b7, d5, e5, f7, g7, h6 (15)

Белые пока даже не переступили границы 3-го ряда (не считая с2-с4:d5), но все их фигуры полны огромной скрытой энергии. Последовал взрыв!

17. d4! e4

На 17. … Фе7 белые могли продолжать 18. deK:е5 19. Кd4 g6                           20. К:с6 bc 21. Л:с6 К:с6 22. С:f6 с решающим перевесом.

18. Ке5 С:е5 19. deKh7.

Плохо 19. …Кg4 из-за 20. Сh3 h5 21. f3.

20. f4 ef (иначе f4-f5) 21. ef Kg5 22. f4 Kh3 23. Крh1 d4 24. C:d4 Лаd8 25. Л:с6! bc 26/ C:с6 Кf2.

Проигрывало и 26. …Ф:d4 27. Ф:d4 Л:d4 28. С:е8.

27. Крg2 Фd4 28. Ф:d4 Л:d4 + --

2. Разбор тематических примеров.