Роль учреждения дополнительного образования детей и молодёжи в профессиональной ориентации
Крупенич Г.Б., методист
ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ»
Одной из задач трудового воспитания детей и молодёжи является профессиональное самоопределение, подготовка к полноценной трудовой жизни в обществе. Правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий молодому человеку непросто, поэтому профессиональное самоопределение представляет собой длительный и сложный процесс. Работа взрослых по руководству этим процессом протекает в виде профессиональной ориентации, направленной на своевременное определение и развитие потенциальных возможностей ребёнка, поддержку талантов в различных областях науки и техники, производства и культуры, на обеспечение защищённости молодёжи в новых социально-экономических условиях.
Большие возможности для профессионального самоопределения учащихся имеет ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ». В отличие от учреждений общего среднего образования учреждения дополнительного образования детей и молодёжи имеют возможность корректировать профессиональные намерения детей и проводить дифференцированную работу с каждым учащимся в зависимости от него индивидуальных и возрастных особенностей. В школе обучение удовлетворяет государственный заказ на определённый уровень знаний, сориентировано на достижение образовательных стандартов обученности. В учреждениях дополнительного образования дети обучаются «по интересам», акцент смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у каждого из них.
Специфика дополнительного образования детей и молодёжи даёт учащимся широкие возможности для выбора своего жизненного и профессионального пути. В результате систематических занятий по определенному направлению у школьников развиваются склонности и способности, которые впоследствии становятся основой их профессиональных компетенций.
Основой деятельности педагогов центра творчества является технология тьюторского сопровождения.Все компоненты системы обучения в центре творчества направлены на развитие интеллектуального, творческого потенциала и главное - самостоятельности обучающихся.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности, способствуя развитию индивидуальных способностей обучающихся, созданию матрицы будущей профессиональной деятельности. Разумеется, не все станут художниками, поэтами, журналистами, авиаконструкторами, артистами, но возможность апробировать свои индивидуальные маршруты деятельности в центре творчества поможет обучающимся правильно сориентироваться в будущем профессиональном выборе, получить опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, выстраивать свою траекторию деятельности, будет способствовать формированию навыков профессиональной мобильности.
Не первый год в объединении по интересам «Юный исследователь», которым руководит педагог дополнительного образования Петрученя Надежда Андреевна, применяется технология тьютерства. Формирование навыков самостоятельной работы через исследовательскую деятельность, умения анализировать, оценивать и корректировать результаты своей деятельности – всё это необходимо детям в школе и обязательно пригодится в будущей трудовой деятельности, независимо от профиля профессии. Эффективность использования педагогом технологии тьюторства отражается в результативности работы объединения через победы в районных, областных, республиканских и международных конкурсах: свыше 30 наград за три года деятельности. Но самая высокая и значимая – победа Барановской Екатерины в республиканском конкурсе работ исследовательского характера, по итогам которого Екатерина стала стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одарённых учащихся.
В центре детского и юношеского творчества социализация и профессиональная ориентация учащихся осуществляется и посредством культурно-досуговой деятельности. Созданы все условия для проявления и реализации способностей детей на практике.
Действенной формой ориентации учащихся на профессии промышленного производства являются объединения технического профиля: «Картинг», «Начальное техническое моделирование», «Модели своими руками», «Авиамодельный», «Резьба и выжигание». В них ребёнок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, учится создавать технический продукт. Ведущим методом профессиональной ориентации является организация практической деятельности, которая сочетается с теоретической подготовкой.
Увидеть прекрасное, научиться создавать красоту своими руками помогают объединения декоративно-прикладного профиля. Не без чувства гордости мы сегодня говорим о том, что Марина Ленковец, Екатерина Иванисеня, Дарья Тимошкевич, Мирзалиев Расим, Яна Дикляева, Татьяна Борисик – наши выпускники. Сегодня они воплощают свои знания и творческие решения в профессиях: дизайнер-модельер, дизайнер – оформитель, компьтерный дизайн, визажист.
Выпускницы объединений художественного творчества Екатерина Исаева, Наталья Павлович, Алёна Капустина после обучения вернулись в центр творчества педагогами дополнительного образования.
Любовь к родному языку, литературному творчеству на протяжении многих лет прививается на занятиях литературного объединения «Верасок» Постоянная и целенаправленная работа Екатерины Рудковской и Евгении Прокопчук позволила им при выборе профессии сориентироваться в пользу творчества и родного слова. Екатерина Рудковская окончила Институт журналистики и работает в медиацентре БГУ. Евгения Прокопчук – учитель белорусского языка и литературы.
Работа опорной площадки по внедрению принципа «Равный обучает равного» направлена на формирование активной жизненной позиции подростков, отработку навыков управления, выявление лидерских качеств, овладение умениями и навыками межличностного и делового общения. Опыт занятий в волонтёрской команде помогает в дальнейшем быть коммуникабельными, добиваться решения поставленных задач и реализации намеченных планов, быть уверенными в своих собственных силах. Выпускники данного объединения – студенты медицинских, технических, технологических, педагогических высших учебных заведений.
Выпускницы объединения «Журналистика» Анастасия Ведёрчик, Дарья Занько, Ирина Клименко, Ангелина Занько выбрали для себя профессию журналиста. Кто-то из них уже трудится на журналистской ниве, кому-то предстоит стать на путь интересной и творческой профессии.
Разнообразие форм и видов деятельности дополнительного образования, учет запросов детей и родителей, обеспечение индивидуального темпа обучения, использование инновационных подходов позволяют активно работать по реализации профильного обучения.
Сегодня ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ» является открытой образовательной системой, частью общества, где ребенок живёт в соответствии со своими интересами и запросами.
Из опыта работы опорной площадки по подготовке волонтеров-инструкторов по равному обучению
Минько Е.В., методист
ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ»
Добрый день, уважаемые участники конференции!
Можно много рассуждать о здоровом образе жизни, говорить ученикам о правильном питании, вреде курения, пагубном влиянии наркотиков, алкоголя, однако все ли формы преподнесения материала окажутся действенными?
Как известно, большинство современных подростков имеют представление о воздействии вредных привычек, но вместе с тем продолжают курить и даже употребялть алкоголь. Время диктует новые требования к профилактической работе, одной из них является – подготовка волонтеров-инструктов равного обучения. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, данная интерактивная форма работы вызывает интерес у современных подростков, формирует осознанное отношение к своему здоровью, способствует развитию коммуникативных и лидерских качеств.
Опорная площадка по равному обучению на базе районного центра детского и юношеского творчества действует уже третий год, ежегодно привлекая к своей деятельности все большее количество подростков, а потому мы сегодня можем говорить об определенном опыте работы, готовы поделиться своими находками, достижениями и проблемами.
Что же такое обучение по принципу «равный – равному»? Это образовательная деятельность, которую могут осуществлять сами подростки в среде сверстников.
В основе равного обучения лежит передача достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных, которое происходит в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, бесед.
Преимущество такой формы профилактической работы состоит в том, что она интерактивна и организуется в малых группах, где можно услышать каждого, мотивировать и побудить к рефлексии. Ни для кого не секрет, что для молодых людей мнение сверстника зачастую важнее мнения старших. Следовательно, в среде учащихся через специально подготовленных ребят можно распространять жизненно важные знания, модели поведения, способствовать присвоению ими нравственных норм.
Как же строится работа по подготовке волонтеров-инструкторов?
Алгоритм методики обучения включает несколько этапов, на протяжении которых волонтёры-инструкторы проходят подготовку и осуществляют практическую деятельность:
I. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется диагностика интересов, потребностей, участников равного обучения с целью определения содержания обучения и отбора будущих волонтеров-инструкторов.
II. Подготовительно-организационный этап. Именно на этом этапе ребята проходят обучающий курс занятий волонтера-инструктора. Так перед тем, как провести занятие самостоятельно волонтер обычно посещает 10-12 занятий. Посещение занятий позволяет познакомиться с основами деятельности волонтера-инструктора, с интерактивными формами и методами в тренерской работе, основными принципами равного обучения.
III. Деятельностный этап. Это основной этап реализации методики. На данном этапе ребята совместно с педагогом разрабатывают интерактивные занятия на актуальные для них темы.
За относительно недолгий период своего существования командой «Альтернатива» разработаны занятия по профилактики ВИЧ-инфекции, профилактике зависимости от психоактивных веществ, предупреждению наркомании в подростковой среде, способах преодоления стресса, профилактике школьного буллинга, а также по развитию лидерства. В перспективе у нас – разработка занятий по профилактике употребления ненормативной лексики, профилактике подростковой беременности.
На этом же этапе ребята проводят занятия в группах сверстников.
IV. Оценочно-прогностический этап. На заключительном этапе осуществляется оценка эффективности обучения, составление прогноза о развитии и совершенствовании процесса обучения.
Безусловно, при реализации принципа «равный обучает равного» присутствуют определенные риски и проблемы. Во-первых, это привлечение волонтеров-инструкторов, порой бывает очень трудно заинтересовать подростков, у которых весь день расписан поминутно, а волонтёрская деятельность требует от них тоже слишком много времени. Возникают трудности и в ходе проведения интерактивных встреч со сверстниками. Иногда нарушается принцип равного обучения настойчивым присутствием взрослых, или же наоборот ребята сами просят, чтобы присутствовал взрослый, так как группа слишком шумная.
Сегодня ребят из волонтерской команды «Альтернатива» знают в городе, районе и области, ведь они - активные участники акций, конкурсов, фестивалей.
Уже третий год подряд наша команда принимает участие в областном фестивале волонтёрских команд «Молодежь - за РАВНОдействие». Фестиваль волонтерских команд – это своеобразный форум молодежи, где равное обучение можно увидеть в действии. В рамках фестиваля между командами происходит обмен опытом по внедрению принципа «равный-равному», разрабатываются и проводятся обучающиеся тренинги с подростками по новым актуальным темам в сфере здорового образа жизни. А ещё это возможность показать себя и проверить свои силы.
По итогам участия в ежегодном фестивале в копилке команды 11 дипломов разных степеней. Хочется отметить, что на протяжении двух лет наша команда становиться победителем в номинации «Лучшая волонтерская команда, реализующая принцип «равный-равному», среди волонтерских команд Брестской области.
Благодаря волонтёрству, ребята становятся более коммуникабельными, развивают свои лидерские качества и главное – осознанно понимают ценность здорового образа жизни и убеждают в этом своих сверстников.
А вот, что говорят о волонтерстве сами ребята.
(включить видео «Волонтерство»)
Осваивать неизведанное, развивать пытливость ума и зрелость суждений, добиваться решения поставленных задач и реализации намеченных планов, быть уверенными в своих собственных силах. Этими словами я, как руководитель волонтёрской команды, начинаю каждое новое дело с ребятами. И верю, что у нас всё обязательно получиться!
Спасибо за внимание!
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА –ЗАЛОГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Крупенич Галина Борисовна, методист
Государственное учреждение образования «Ганцевичский районный центр детского и юношеского творчества», г.Ганцевичи, Республика Беларусь
Аннотация: В докладе обсуждается задача повышения качества образования на основе компетентностного подхода. Дана характеристика ключевых компетентностей.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность
Качество современного образования определяется тем, какие возможности возникают у молодого человека после окончания школы. А компететностная составляющая образования и есть залог его нового качества. Поэтому представляется необходимым обозначить приоритетность достижения системой образования нового результата – сформированность ключевых компетентностей выпускника.
Кодекс Республики Беларусь об образовании приоритетной задачей определяет повышение качества образования, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов [1].
Компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Поэтому образование нацелено на формирование у учащейся молодежи готовности эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели, а ключевые компетентности в данном случае выступают как образовательный результат.
Сегодня, обсуждая основные задачи дополнительного образования, мы говорим о создании условий для приобретения обучающимися ключевых компетентностей. Основные из которых: решение проблем (самоуправление), что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его реализацию; технологическая компетентность – осваивать и грамотно применять новые технологии в тех или иных жизненных ситуациях; информационная компетентность – быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; коммуникативная компетентность – достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений на основе толерантного отношения к интересам других людей, групп и сообществ [5].
Социальное взаимодействие позволяет использовать ресурсы общества для решения поставленных задач, достигать положительных результатов коллективного взаимодействия, независимо от взаимоличных отношений. Самообразование позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Система дополнительного образования обеспечивает такой вид обучения, который ориентирован на свободный выбор ребенком различных видов и форм деятельности, развитие его интеллектуальных возможностей и творческих способностей, самоактуализации личности.
Программы дополнительного образования детей и молодежи ориентированы не только на формирование у учащихся культуры досуга, но и на мотивацию к творчеству и познанию. Они способствуют формированию у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру [2].
Переориентация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования на компетентностный подход ставит ряд проблем. Они связаны в первую очередь с тем, что педагоги должны владеть технологиями, позволяющими создавать педагогическое пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетентностей учащихся, т.е., сформированность педагогических компетенций [3].
В этом контексте актуальным является вопрос создания инновационного образовательного учреждения, в котором соединение образовательных процессов с инновационной и исследовательской работой станет нормой деятельности педагогогов, осваивающих новые образовательные области, новые методы работы, новые технологии.
Такой подход способствует формированию и утверждению личностно ориентированной развивающей педагогики, формирует с помощью новых образовательных технологий новый тип массовой практики и одновременно является экспериментальной площадкой для подготовки педагогов-исследователей, учителей-экспериментаторов.
Наиболее мобильным в плане развития как инновационного учреждения является учреждение дополнительного образования, основная задача которого – изучение потребностей детей и их родителей в разных видах и формах образования, его направленности и содержания. Исходя из нее, методическая служба районного центра творчества определяет следующие направления своей деятельности:
- анализ педагогического опыта педагогов и разработка методик по его использованию;
- поиск путей совершенствования методической работы;
- аналитический контроль, мониторинговые обследования уровня педагогического мастерства и профессиональной компетенции педагогов.
Под компетенциями педагогов понимается соорганизация знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигать цели по преобразованию новой педагогической ситуации [4].
Позиции педагога как профессионала выражаются в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего личностное развитие и совершенствование педагога. Если исходить из данного определения, то одной из форм подтверждения профессиональной компетенции педагога является портфолио. В этом случае можно оценивать не только профессиональные знания педагога, но и остальные его составляющие, например, умение решать проблемы в своей педагогической деятельности, соответствовать требованиям времени.
Представленные в портфолио материалы отражают компетенции педагога. Портфолио раскрывает субъектную позицию педагога как профессионала. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагогов могут существенно отличаться.
Можно добавить еще одну координату – это глубина освоения опыта, на разных уровнях которого разные элементы могут играть ключевую, системообразующую роль. Есть тот уровень, где знания являются системообразующим элементом, а есть и такой уровень, где эту роль играет мышление или личностные моменты. Место компетенции, которое мы ищем, и есть один из уровней освоения опыта. В современной ситуации опыт становится востребованным на более высоком уровне – личностном. Тогда делается понятным переход от традиционной репродуктивной педагогики к новому образованию.
Таким образом, компететностная составляющая педагога является залогом качества образования.
Список литературы
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by.
3.Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
4.Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8.
5. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Петрученя Надежда Андреевна, педагог дополнительного образования
Государственное учреждение образования «Ганцевичский районный
центр детского и юношеского творчества, г.Ганцевичи, Республика Беларусь
Аннотация: В докладе из опыта работы педагога раскрывается эффективность использования технологии тьюторского сопровождения в работе с одаренными детьми. Дано сравнение понятий «индивидуальный подход» и «индивидуализация».
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества, которую в разной мере в разных странах приняло и школьное образование. В России в системе образования тьютор вводится как штатная единица, в Беларуси такой штатной единицы нет, но и в нашей школе педагоги все чаще используют технологию тьюторства [5].
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по вопросам индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении учащимися компетентностей, умений и навыков самостоятельного планирования своей деятельности.
А тьютор – это педагог, который сопровождает ребенка в реализации его индивидуальной образовательной программы [4].
Сравним позиции учителя и тьютора. Учитель (позиционно) – это тот, кто учит, т.е., передает определенный объем знаний и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Сегодня обучение требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу. В этом подходе учитель – это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает ребятам сформировать способность успешного решения жизненных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, превращает ученика в учащегося. Отсюда становится понятным смена категорий ученик – учащийся – обучающийся.
Тьютор же – это педагог, который не передает общих знаний, умений или навыков, его задача – помочь учащемуся зафиксировать собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать и как выстроить свою программу обучения. То есть, предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа обучающегося.
И это возможно наиболее полно в системе дополнительного образования, где акцент в обучении смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у каждого ребенка, где реализуется свободный выбор им вида занятий и педагога, происходит индивидуализация обучения.
Некоторые педагоги до сих пор путают индивидуальный подход и индивидуализацию. В классической педагогике существует индивидуальный подход. Простой пример: по программе теорему Пифагора должны знать все, но есть несколько десятков способов ее доказательств. И педагог находит адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить ее, то есть работает в индивидуальном подходе. А индивидуализация – это совсем другое. Если мы признаем, что люди принципиально разные, то, следовательно, надо дать им право на разное учебное содержание, для каждого свое. Это отказ от того, что все должны усваивать одно и то же. Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные. А тьюторство в отличие от других систем обучения напрямую работает с индивидуализацией ребенка [3]. Овладение обучающимися культурными способами деятельности – творчеством, исследованием, проектированием – является основой для построения и корректировки индивидуального профиля образования, реализации индивидуальной учебной программы.
Технология тьюторского сопровождения особенно эффективна в работе с одаренными детьми. А в исследовательской деятельности одаренные дети могут наиболее полно реализовать и совершенствовать свои потенциальные возможности.
Основная задача тьютора в модуле «Исследование» осуществляется через индивидуальные и групповые консультации. В тьюторской работе на этом этапе можно выделить три шага. На первом шаге задачей тьютора является помощь обучающемуся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Тьютор помогает сформулировать тему исследования. На втором шаге, когда тема исследовательской работы определена и обучающийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, тьютор по необходимости организует ему консультации. Основной задачей тьютора на третьем шаге является организация рефлексии обучающегося по поводу его деятельности в исследовании [5].
Программа объединения по интересам Ганцевичского РЦДЮТ «Юный исследователь. КМЦ (консультативно-методический центр): тьюторское сопровождение» предназначена для учащихся 9-11 классов, проявляющих интерес к проектной и исследовательской деятельности. Основная цель КМЦ – через организацию консультаций для педагогов способствовать успешному разрешению вопросов, возникающих у них при организации и сопровождении исследовательской деятельности обучающихся.
Основными задачами программы объединения являются формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности – умения анализировать, контролировать, оценивать и корректировать результаты своей работы, формирование компетентности по исследуемым вопросам [2].
В основе работы объединения лежатиндивидуальные консультации и индивидуальная работа по подготовке исследовательских работ обучающихся в соответствии со сроками их участия в различных конкурсах и научно-практических конференциях. Основная форма организации процесса обучения – индивидуальное занятие по индивидуальному плану-маршруту.
Реализация программы не ограничена временными рамками работы объединения и местом организации исследовательской работы обучающегося. Во временном отношении программа достаточно объемна, что позволяет юному исследователю осуществлять эвристические пробы. Этот метод предполагает отказ от репродукции готовых знаний, основываясь на добыче и поиске новой информации [6]. Такая организация работы объединения дает возможность раскрыться каждому обучающемуся, сформировать интерес к саморазвитию.
Эффективность использования технологии тьюторского сопровождения в работе с одаренными детьми подтверждается результатами обучающихся. Объединение по интересам «Юный исследователь» работает с сентября 2014 года. За четыре года деятельности в портфолио объединения свыше 60-ти наград районного, областного, республиканского и международного уровней, два стипендиатаспециального Президентского фонда по поддержке одаренной молодежи (конкурс исследовательских работ по обществоведению).
Заставить быть исследователем нельзя. Исследование – это состояние души, суть человека, его вечный поиск ответов на вопросы, какие ставит жизнь. Темы для исследовательских работ зачастую дети озвучивают сами, только детей надо уметь слушать. И тогда «почему?» от них может стать вопросом исследования, а в самом «почемучке» возможно проявляются заложенные природой способности будущего ученого. Как показало время, из большинства таких ребят вырастают высококлассные профессионалы-специалисты, а это является одним из основных факторов качественного преобразования общества.
Список литературы
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
2.Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль) Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by.
3. Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 824-825. — URL https://moluch.ru/archive/108/26131/ (дата обращения:20.03.2019).
4.Ковалёва, Т.М. – лекции, статьи, интервью // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. М.: ИТИП РАО, 2006. www.thetutur.ru, (дата обращения: 10.04.2014).
5.«Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора». Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 2009. www.thetutor.ru
6. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. – Москва: Международная педагогическая академия, 1998.