Объединение по интересам "Равный равному"
На базе районного центра детского и юношеского творчества функционирует опорная площадка по внедрению принципа "равный обучает равного" в профилактической работе с молодёжью.
С 2014 года в соответствии с Концепцией «Реализация принципа «равный обучает равного» в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи Республики Беларусь» в Ганцевичском районе работает волонтёрская команда "Альтернатива".
Руководит командой педагог-консультант Елена Владимировна Занько.
В состав команды входят подростки в возрасте от 14 до 16 лет.
Профилактическая работа по принципу «равный обучает равного» - это образовательная деятельность, которую сегодня могут осуществлять сами подростки в среде сверстников. В основе данного принципа лежит передача знаний подготовленными волонтёрами своим сверстникам, а также формирование у них определённых навыков через доверительное общение.
«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.
Основной формой работы при реализации принципа «равный обучает равного» является тренинг. Преподавание тренинг-курса проводится в нетрадиционной форме (просветительский тренинг) и создает условия для самостоятельной деятельности подростков и приобретения ими знаний, построения логических выводов. Обучение в рамках просветительского тренинга дает участникам возможность учиться обмениваться информацией и выражать собственное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы; развивает личные и социальные навыки, формирует установки здорового образа жизни.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.
Принципы реализации равного обучения
Реализация равного обучения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- этическое поведение участников программы РОР;
- уважение и защита прав человека, отсутствие дискриминации по любому признаку по отношению ко всем участникам;
- соблюдение гендерного равенства и конфиденциальности;
- участие подростков и молодёжи во всех этапах внедрения и реализации программы равного обучения;
- партнёрство с заинтересованными взрослыми и их опосредованное участие в реализации программы на основе принципа РОР;
- наличие устойчивой обратной связи участников программы РОР;
- прогнозирование ожидаемых результатов от реализации программы, основанной на равном обучении и соответствующем документировании;
- мотивация всех участников программы;
- использование точной, достоверной и беспристрастной информации;
- использование стандартов РОР;
- использование доступных ресурсов для повышения эффективности работы по реализации программы;
- обучение по принципу РОР является дополнительным по отношению к основным образовательным программам учреждений образования.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
- предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
- формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
- помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
- формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
- повышает уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни.
Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создавать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.
Наши темы:
«Безопасные соцсети», «Эффективные коммуникации», «Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным», «Рациональное питание – путь к здоровью», "Гендерное воспитание", «Учимся работать в команде», «Профилактика употребления ненормативной лексики» и др.