Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

12.08.2014

Учимся слушать и слышать

Наедине с психологом

Очень важное качество, которое позволяет наладить отношения с людьми, – умение слушать.

Ты никогда не задумывался о том, почему сам глагол этот означает и восприятие звуков, и поведение? “Ты меня не слушаешь и проводишь у компьютера слишком много времени”, – сердится мама. Что она имеет в виду? То, что ты не обращал на неё внимания, когда она вчера говорила об опасном воздействии компьютера на здоровье? Да нет же! Ты ведешь себе не так, как она тебе советовала. Вчерашний рассказ – просьба об определённом поведении, её-то ты и не услышал, а жаль.


Подсказка телефонного звонка

Мир быстро меняется. В век мобильников не принято начинать разговор с вводных слов. Даже здороваютсяпо телефону по телефону сейчас не слишком часто, предпочитая сразу переходить к делу. В годы моего детства хорошим тоном считалось использовать в начале разговора волшебные слова, облегчающие заочное общение. Ты ведь не видишь собеседника, а только слышишь его. Поэтому люди моего поколения начинали общение с волшебных слов “алло” и “слушаю”. Что же в них особенного? “Алло” – код, который расшифровывается примерно так: “Мне очень хочется получить твоё внимание и понимание. Есть ли у тебя на это время и возможность?” Сейчас подобное заменяют длинной фразой: “Ты можешь говорить?” Согласись, коротенькое “алло” куда как удобнее. “Слушаю” тоже код, вот его значение: “Мне действительно интересно, кто сейчас хочет со мной пообщаться и о чём. Я готов посвятить этому время и учесть то, о чём будут говорить”.

Как кодами пользоваться

Зачем я всё это подробно рассказываю? Не затем ли, чтобы вернуть тебя в те древние времена, когда о сотовых не мечтали и даже обыкновенная телефонная трубка была прикована к аппарату проводом? Нет, конечно! Просто волшебное слово “слушаю” может сослужить добрую службу и сейчас, к тому же не только в телефонных разговорах. Скажи про себя в начале каждой беседы: “Слушаю”. Это приказ себе быть внимательным. Вскоре заметишь, как охотно станут люди с тобой разговаривать. Они почувствуют, что интересны и полезны тебе, а это очень важно – быть полезным и слушатьинтересным. Если приходится собеседника перебить, напомни себе еще раз мысленно: “Слушаю!”, дождись паузы и лишь потом вступай в разговор. Свою речь полезно начать… с пересказа того, о чём только что говорил собеседник. “Если я вас правильно понял, вы…”, “Ты сказал, что…” Дальше повторяешь сказанное и уточняешь, что имелось в виду.

Говорю – слышу

Возникает вопрос: зачем это надо? Повторы, уточнения… Да затем, что мы часто слышим совсем не то, что человек говорит. Мама попросила: “Надень шапку, солнце печёт!” Сын услышал: “Носи панамку, как маленький”. Наденет он после этого головной убор? Если умеет слушать, переспросит: “Ты сказала, что я должен носить шапочку, как малыши?” Получит ответ: “Стоит такая жара, что и взрослые не застрахованы от солнечного удара. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты всегда оставался здоровым”. После услышанного парень сделает то, о чём просит мама? Скорее всего, да: себе на пользу, ей на радость.

Слушайте и слушайтесь!

Советовала Нелли КСЕНЕВИЧ.

Обсудить с психологом или сверстниками, дежурными по номеру юнкорами затронутую в публикации тему можно по редакционному телефону Прямой линии (017) 292-83-23 или написав на электронный адрес zorka60@mail.ru, а также отправив личное сообщение “Зорьке” в социальной сети “ВКонтакте” (https://vk.com/gazetazorka).