Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Требования к образовательной программе объединения по интересам базового уровня учреждения дополнительного образования детей и молодежи

 

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании программа объединения по интересам  базового уровня разрабатывается учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы. Утверждается руководителем учреждения как программа с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

Программа объединения по интересам базового уровня определяет:

- цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);

-  уровень изучения (базовый);

- срок реализации программы;

- учебно-тематический план;

- время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;

- виды занятий;

- формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.

 

 

Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:

-  создания условий для развития личности ребенка;

- расширение и углубление знаний, умений и навыков по выбранному профилю деятельности;

- активизацию процесса саморазвития личности;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуре;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья.

Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:

1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и  республиканские программы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).

2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируемость и корректируемость.

3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

 

Примерная структура образовательной программы

Титульный лист (содержит следующие данные: название и подчинение учреждения; кем и когда утверждена программа; полное название программы; срок реализации; возраст детей, на который рассчитана программа; ф.и.о., должность разработчика программы; место и год её создания).

1. Пояснительная записка (в ней представляются: концептуальные подходы к разработке и обоснование данного вида творчества для развития ребенка, изложение собственных взглядов на работу с детьми).

Цели и задачи программы (цель – идеальный конечный результат деятельности, степень ее достижения можно проверить; задачи – пути достижения цели в обучении, развитии, воспитании).

2. Учебно-тематический план (представляется на каждый год обучения).

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

 

всего

теория

практика

ИТОГО

 

3. Содержание программы. Описание теоретической и практической части учебных занятий без подробной расшифровки.

4. Методическое обеспечение программы (педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие; методы диагностики освоения программы и личностного развития обучающихся).

5. Предполагаемый результат (что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года).

6. Список литературы (для педагога, для учащихся).

 

 

Порядок утверждения образовательной программы объединения по интересам может быть следующим:

1. Внутреннее и внешнее рецензирование — анализ качества документа, его соответствие уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам в сфере образования. Составление «внешней» рецензии предполагает оценку «профильного» содержания  и методики учебной деятельности специалистами в данной области.

2. Обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете учреждения. Решение заносится в протокол методического (педагогического) совета.

3. Утверждение программы приказом директора учреждения на основании решения методического (педагогического) совета.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ "Как разработать программу объединения по интересам"

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Как разработать программу объединения по интересам

Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу.

На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Устав учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Типовая программа объединения по интересам художественного (или иного) профиля.

Инструктивно-методические письма МО РБ по организации образовательного процесса в УДОДиМ, по идеологической и воспитательной работе.

Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов в разделе «Литература», но их надо знать и опираться на них при разработке программы.

Программа объединения по интересам ОСНОВЫВАЕТСЯ на типовой программе дополнительного образования детей и молодежи, рекомендованной органом управления образования.

Что необходимо учитывать при разработке программы?

следует учитывать современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи;

компенсировать отсутствующие образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся);

учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;

учитывать интересы и потребности детей, родителей, общества.

Структурные элементы программы объединения по интересам

Титульный лист.

Общие положения

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Литература и информационные ресурсы

Структура программы объединения по интересам

Титульный лист (оформление):

название и подчинение учреждения;

кем и когда утверждена программа,

полное название программы;

ф.и.о., должность разработчика программы;

возраст детей, на который рассчитана программа;

срок реализации;

название города, год разработки.

Отдел по образованию Ганцевичского райиспокома

Государственное учреждение образования

«Ганцевичский районный центр детского и юношеского творчества»

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела по образованию

Ганцевичского райисполкома

                             Н.В. Здрок

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования «Ганцевичский районный центр детского и юношеского творчества»

                                      Е.Н. Ленковец

 

 

 

 

Программа

объединения по интересам

«……………»

ПРОФИЛЬ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ...

 

Автор-составитель

Ф.И.О,

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся от  …  до … лет

Срок реализации программы … год(а)

 

Ганцевичи 2023

Пояснительная записка

В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности (в чем отличие и особенность именно этой программы);

изложение собственных взглядов на работу с детьми, педагогические идеи, принципы обучения и воспитания, обеспечивающие целевое назначение программы;

организационные условия реализации программы;

вид программы (базовый, повышенный уровень, индивидуальная, авторская, экспериментальная и др.);

возраст обучающихся;

сроки реализации;

общее количество часов, количество часов и занятий в неделю;

формы и режим занятий.

При составлении пояснительной записки трудности возникают при формулировании цели и задач программы.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЦЕЛЬ должна быть краткая, понятная, достижимая. Помните, что в типовой программе объединения по интересам формулируется общая цель для всего профиля, а цель образовательной программы должна отражать специфику конкретной программы, должна быть связана с ее названием, отражать основную направленность.

Для формулировки цели используйте существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

развитие обучающихся в целом или определенных способностей;

формирование у каждого учащегося определенных умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;

формирование и развитие конкретных общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;

гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Однако в описании цели старайтесь избегать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.

Цель всегда одна, задач может быть несколько (от трех)!

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).

ЗАДАЧИ программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

обучающие;

развивающие;

воспитательные.

Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется обучающийся, освоив программу.

Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

Учебно-тематический план

темы (разделы) занятий;

общее количество часов, количество часов на теоретические и практические занятия по каждой теме (разделу).

п/п

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего часов

В том числе

теоретических

(от 30% до 50%)

практических

(от 50% до 70%)

 

Вводное занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

Итого

 

 

 

При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

3 часа

3 раза

9 часов

324 часа

Помните, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены ОСНОВНЫЕ содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год!

Содержание образовательной области 

разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом,

конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса. 

В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

указать ее название;

перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы.

Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).

Например:

Бумажная пластика

      Знакомство с материалами. Техника выгибания объемных конструкций. История «японского журавлика», знакомство с традиционной японской техникой изготовления игрушек из бумаги. … и т.д.

      Практические занятия. Изготовление кукол для спектакля «Репка». Анималистические образы. Японский фонарик. … и т.д.

 

Ожидаемые результаты

 что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года, освоение программы для каждого года обучения.

Ожидаемые результаты освоения программы могут быть представлены как ответы на вопросы: «Какие знания и умения приобретают учащиеся для успешного продолжения учебы, выбора профессии?», «Какие виды деятельности будут освоены?», в виде краткой характеристики приобретенных знаний, умений, навыков. 

Формы и методы реализации программы

педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления — обучение, воспитание и развитие;

методы диагностики освоения программы, личностного развития учащихся объединений по интересам;

формы занятий, методы и приемы.

В этом разделе программы необходимо:

кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

отметить, какие формы занятий планируется использовать;

описать основные методы организации образовательного процесса;

перечислить используемые дидактические материалы;

дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических (перечень оборудования, инструментов и материалов) и прочих). 

Литература и информационные ресурсы     

            Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для обучающихся.

Пример оформления источников:

Кастрица, О.А. Высшая математика для экономистов : учеб. пособ. / О.А. Кастрица. - 3-е изд., стереотип. - Минск : Новое знание, 2008. - 491 с.

Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособ. / Е.Н. Назарова ; Ю.Д. Жилов. - М. : Академия, 2008. - 272 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг : учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова ; под ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 413 с.