В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании программа объединения по интересам базового уровня разрабатывается учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы. Утверждается руководителем учреждения как программа с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.
Программа объединения по интересам базового уровня определяет:
- цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);
- уровень изучения (базовый);
- срок реализации программы;
- учебно-тематический план;
- время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;
- виды занятий;
- формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.
Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:
- создания условий для развития личности ребенка;
- расширение и углубление знаний, умений и навыков по выбранному профилю деятельности;
- активизацию процесса саморазвития личности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуре;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья.
Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:
1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские программы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).
2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируемость и корректируемость.
3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.
Примерная структура образовательной программы
Титульный лист (содержит следующие данные: название и подчинение учреждения; кем и когда утверждена программа; полное название программы; срок реализации; возраст детей, на который рассчитана программа; ф.и.о., должность разработчика программы; место и год её создания).
1. Пояснительная записка (в ней представляются: концептуальные подходы к разработке и обоснование данного вида творчества для развития ребенка, изложение собственных взглядов на работу с детьми).
Цели и задачи программы (цель – идеальный конечный результат деятельности, степень ее достижения можно проверить; задачи – пути достижения цели в обучении, развитии, воспитании).
2. Учебно-тематический план (представляется на каждый год обучения).
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
ИТОГО
|
3. Содержание программы. Описание теоретической и практической части учебных занятий без подробной расшифровки.
4. Методическое обеспечение программы (педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие; методы диагностики освоения программы и личностного развития обучающихся).
5. Предполагаемый результат (что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года).
6. Список литературы (для педагога, для учащихся).
Порядок утверждения образовательной программы объединения по интересам может быть следующим:
1. Внутреннее и внешнее рецензирование — анализ качества документа, его соответствие уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам в сфере образования. Составление «внешней» рецензии предполагает оценку «профильного» содержания и методики учебной деятельности специалистами в данной области.
2. Обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете учреждения. Решение заносится в протокол методического (педагогического) совета.
3. Утверждение программы приказом директора учреждения на основании решения методического (педагогического) совета.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ "Как разработать программу объединения по интересам"
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Как разработать программу объединения по интересам
Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу.
На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
Устав учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Типовая программа объединения по интересам художественного (или иного) профиля.
Инструктивно-методические письма МО РБ по организации образовательного процесса в УДОДиМ, по идеологической и воспитательной работе.
Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов в разделе «Литература», но их надо знать и опираться на них при разработке программы.
Программа объединения по интересам ОСНОВЫВАЕТСЯ на типовой программе дополнительного образования детей и молодежи, рекомендованной органом управления образования.
Что необходимо учитывать при разработке программы?
следует учитывать современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи;
компенсировать отсутствующие образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся);
учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;
учитывать интересы и потребности детей, родителей, общества.
Структурные элементы программы объединения по интересам
Титульный лист.
Общие положения
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Литература и информационные ресурсы
Структура программы объединения по интересам
Титульный лист (оформление):
название и подчинение учреждения;
кем и когда утверждена программа,
полное название программы;
ф.и.о., должность разработчика программы;
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации;
название города, год разработки.
Отдел по образованию Ганцевичского райиспокома
Государственное учреждение образования
«Ганцевичский районный центр детского и юношеского творчества»
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела по образованию
Ганцевичского райисполкома
Н.В. Здрок
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования «Ганцевичский районный центр детского и юношеского творчества»
Е.Н. Ленковец
|
Программа
объединения по интересам
«……………»
ПРОФИЛЬ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ...
|
Автор-составитель
Ф.И.О,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся от … до … лет
Срок реализации программы … год(а)
|
Ганцевичи 2023
|
Пояснительная записка
В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;
связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности (в чем отличие и особенность именно этой программы);
изложение собственных взглядов на работу с детьми, педагогические идеи, принципы обучения и воспитания, обеспечивающие целевое назначение программы;
организационные условия реализации программы;
вид программы (базовый, повышенный уровень, индивидуальная, авторская, экспериментальная и др.);
возраст обучающихся;
сроки реализации;
общее количество часов, количество часов и занятий в неделю;
формы и режим занятий.
При составлении пояснительной записки трудности возникают при формулировании цели и задач программы.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).
ЦЕЛЬ должна быть краткая, понятная, достижимая. Помните, что в типовой программе объединения по интересам формулируется общая цель для всего профиля, а цель образовательной программы должна отражать специфику конкретной программы, должна быть связана с ее названием, отражать основную направленность.
Для формулировки цели используйте существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.
Цель может быть направлена на:
развитие обучающихся в целом или определенных способностей;
формирование у каждого учащегося определенных умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
формирование и развитие конкретных общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.
Однако в описании цели старайтесь избегать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.
Цель всегда одна, задач может быть несколько (от трех)!
Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»).
ЗАДАЧИ программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.
Выделяются следующие типы задач:
обучающие;
развивающие;
воспитательные.
Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется обучающийся, освоив программу.
Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.
Учебно-тематический план
темы (разделы) занятий;
общее количество часов, количество часов на теоретические и практические занятия по каждой теме (разделу).
№
п/п
|
Наименование разделов,
тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
В том числе
|
теоретических
(от 30% до 50%)
|
практических
(от 50% до 70%)
|
|
Вводное занятие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:
Продолжительность занятия
|
Периодичность в неделю
|
Количество часов в неделю
|
Количество часов в год
|
1 час
|
2 раза
|
2 часа
|
72 часа
|
2 часа
|
2 раза
|
4 часа
|
144 часа
|
2 часа
|
3 раза
|
6 часов
|
216 часов
|
3 часа
|
2 раза
|
6 часов
|
216 часов
|
3 часа
|
3 раза
|
9 часов
|
324 часа
|
Помните, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены ОСНОВНЫЕ содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год!
Содержание образовательной области
разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом,
конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса.
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:
указать ее название;
перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы.
Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).
Например:
Бумажная пластика
Знакомство с материалами. Техника выгибания объемных конструкций. История «японского журавлика», знакомство с традиционной японской техникой изготовления игрушек из бумаги. … и т.д.
Практические занятия. Изготовление кукол для спектакля «Репка». Анималистические образы. Японский фонарик. … и т.д.
|
Ожидаемые результаты
что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года, освоение программы для каждого года обучения.
Ожидаемые результаты освоения программы могут быть представлены как ответы на вопросы: «Какие знания и умения приобретают учащиеся для успешного продолжения учебы, выбора профессии?», «Какие виды деятельности будут освоены?», в виде краткой характеристики приобретенных знаний, умений, навыков.
Формы и методы реализации программы
педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления — обучение, воспитание и развитие;
методы диагностики освоения программы, личностного развития учащихся объединений по интересам;
формы занятий, методы и приемы.
В этом разделе программы необходимо:
кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;
отметить, какие формы занятий планируется использовать;
описать основные методы организации образовательного процесса;
перечислить используемые дидактические материалы;
дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических (перечень оборудования, инструментов и материалов) и прочих).
Литература и информационные ресурсы
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для обучающихся.
Пример оформления источников:
Кастрица, О.А. Высшая математика для экономистов : учеб. пособ. / О.А. Кастрица. - 3-е изд., стереотип. - Минск : Новое знание, 2008. - 491 с.
Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособ. / Е.Н. Назарова ; Ю.Д. Жилов. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Чикатуева, Л.А. Маркетинг : учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова ; под ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 413 с.